МБОУ "Основная общеобразовательная школа поселка Школьный" 

                                                        

     

Воспитываем читателя

 

                                                        

Проект «Читающая школа»

(воспитание культуры чтения среди обучающихся  1-9 классов )


   

Актуальность проекта

29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА. Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы. Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Однако анализ существующей педагогической практики свидетельствует о том, что отсутствие институционального статуса данной программы стало препятствием к ее системной реализации, особенно это касается основной школы (5 – 9 классы). Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.

Общие положения

 

       Во все времена библиотека была хранительницей вечных ценностей. Именно в библиотеках собраны бесценные сокровища эпох и народов.

       Библиотека помогает получать знания, лечить души, повышать профессионализм, развивать интеллект, расширять кругозор, обогащаться духовно. На сегодня школьная  библиотека является информационным центром школы, где можно получить необходимую информацию, найти нужную книгу, повысить свой интеллектуальный потенциал.

      Приоритетным направлением работы школьной библиотеки была выбрана деятельность по возрождению духовной культуры обучающихся, их эстетического и нравственного воспитания на примере лучших образцов отечественной и зарубежной художественной литературы.

Проект «Читающая школа» способствует:

-  введению в школе инноваций, развивающих культуру чтения;                       

-  активизации  интереса обучающихся к чтению и развитию читательского творчества.

                 Проект «Читающая школа» разработан в соответствии с приоритетными 

направлениями работы школы и  библиотеки:   духовно-нравственное воспитание, художественно-эстетическое образование, популяризация семейного чтения, содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании обучающихся.  

 Проект «Читающая школа» направлен на воспитание культуры чтения  и проведение литературных  мероприятий среди обучающихся. Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно  чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.

 

Цель проекта «Читающая школа»:  

повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности.

                                                                                                                   

Задачи проекта: 

1.   Разработать план мероприятий с более массовым привлечением участия обучающихся  в школьную библиотеку.                                                            

2.   Разработать мероприятия, направленные на повышение личностного участия обучающихся.

 3.  Привлечь к участию в мероприятиях учителей школы и родительскую общественность.

 4.  Запланировать мероприятия на читательскую активность в семье.

5. Объединить усилия учителей-предметников, классных руководителей, библиотекаря в повышении читательской активности обучающихся, для реализации цели  проекта «Читающая школа».                                    

 

 Срок  реализации проекта:  сентябрь 2018 – май 2022.

 

Пути реализации проекта:

-  организация тематических и юбилейных книжных выставок;                       

 - организация и проведение конкурсных мероприятий;

-  организация и проведение массовых мероприятий.

 

Ожидаемые   результаты:                                                                                                                           

 - привлечение обучающихся в школьную библиотеку, повышение читательской активности;

 - увеличение количества посещений в школьную библиотеку;

 -  повышение престижа чтения и совершенствование культуры чтения среди обучающихся;

 -  повышение устойчивого интереса к книге как первоисточнику;

 -  возрождение  и развитие  духовно-нравственной культуры обучающихся школы;                                                                                            

- повышение активности обучающихся школы в подготовке и проведении библиотечных мероприятий.

Задачи проекта:

·         Разработать пути педагогической деятельности по формированию интереса обучающихся к проблеме чтения в урочной деятельности

·         Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры

·         Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности

·         Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта 

Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:

На уровне обучающихся:

·         обучение смысловому чтению и работе с текстом;

·         внедрение единого режима по работе с информацией;

·         проведение литературной гостиной для учащихся;

·         проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;

·         проведение конкурсов, выставок, викторин, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад.

На уровне педагогов:

·         проведение педагогического совета «Территория текста: смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний»;

·         изучение и внедрение технологий по развитию и формированию смыслового чтения и работе с текстом;

·         участие в федеральных, региональных и муниципальных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения;

·         организация заседаний предметных методических объединений в деятельностной форме с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения.

На уровне родительской общественности:

·         проведение родительских собраний по тематике проекта «Читающая школа»;

·         презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».

Комплексный подход обусловлен активизацией 4 основных составляющих направлений  организации образовательного процесса:

1.        Урочная система («Чтение через все предметы»)

2.        Разноуровневая образовательная среда («Пространство свободного чтения»)

3.        Внеурочная деятельность («Чтение как способ самореализации»)

Комплекс мероприятий по основным направлениям проекта «Читающая школа»

1 направление – «Чтение через все предметы»

·         Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;

·         Проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;

·         Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям» и т.д. 

2 направление - «Пространство свободного чтения»

·         Создание на сайте школы Web-странички «Воспитываем читателя»;

·         Дни общения в районной библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул);

·         Посещение литературных мероприятий и выставок  в районной библиотеке;

·         Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг), а также облачных технологий, форматов дополненной реальности и др.

3 направление -  «Чтение как способ самореализации»

·         Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;

4 направление – «Традиции современного семейного чтения»

·         Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;

·         Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию реб?нка-читателя», «Читающие родители - читающий реб?нок»;

·         Проведение конкурсов: «Самая классная книга» (конкурс компьютерных презентаций или буктрейллеров по прочитанной книге);

·         Изготовление и распространение  буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».

Заключение

Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Читающая школа».

Приложение

Анкетирование учащихся

·         Любишь ли ты читать?

·         Сколько времени в день ты читаешь?

·         Какие источники информации ты предпочитаешь? (книги или электронные издания).

·         Согласны ли вы с утверждением «Свободный доступ в Интернет сделает ненужным библиотеки?» 

Анкета для родителей «Традиции семейного чтения»

·         На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

·         По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

·         На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить) – литература, интересующая всех членов семьи или ее части; – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью; – чтение вслух для всех членов семьи; – книги для каждого члена семьи отдельно; – когда все члены семьи заняты чтением. 4. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова или какая- либо ситуация в произведении? Да. Нет. Иногда

·         В состоянии ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать историю, описать какой- либо фрагмент из книги? Да. Нет. Не всегда

·         Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы? Да Нет Иногда

·         Вспомните книгу (-и) Вашего детства (возраст 9-10 лет), которая произвела на Вас сильное впечатление

·         Как Вы думаете, будут ли книги Вашего детства интересны Вашему ребенку, если Вы предложите ему почитать? Да. Нет. Не знаю

·         Есть ли среди книг современных авторов, которые читает Ваш ребенок, такие, которые вызывают у Вас недоумение, кажутся странными или неинтересными? Да. Нет. Название:

·         Есть ли у Вас домашняя библиотека? Да. Нет. Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

·         Сколько поколений собирает эту библиотеку?

·         Если возможно, укажите последнюю приобретенную Вами книгу. Отвечал (-а) на вопросы: мама, папа, другой член семьи. Благодарим Вас за  помощь.

 

 

Анализ за первое полугодие 2021-2022 учебного года

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Дата проведения

Мероприятия в образовательном учреждении

Результаты

1.        Стимулирование читательской активности

1.1

Организация литературных викторин для учащихся 1 – 9 классов (по возрастам)

В течение года

18.10.2021

 

04.12.2021

«Ларец мудрости» (3-4классы)

 

«По дорогам сказок» (1-2 классы)

Участвовало 32 человека

 

Участвовало 22 человека

1.2

Организация «золотой полки» из книг, рекомендованных школьникам к чтению для 1-9 классов

В течение года

сентябрь-октябрь

 

 

ноябрь

 

 

 

 

декабрь

Мир природы, мир волшебный           (М. Пришвин, Г.Скребицкий, В.Бианки)

 

Поэты Кузбасса

(Знакомство с творчеством поэтов и писателей Кузбасса: Ф.Быков, В.Баянов,

В.Шабалин)

 

Смешинки

(Э.Успенский, Б.Заходер, Д.Хармс, В.Драгунский)

Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

 

Участвовало 15 человек

(5-9 кл.)

 

 

Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

1.3

Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам» для 1 – 4 классов (чтение вслух, по ролям, обсуждение сюжета и главных героев, с придумыванием продолжения сказки и др. задания развивающего характера)

В течение года, каждый четверг

 

1 класс - Русские народные сказки;

2 класс - Сказки П.П.Ершова, А.С.Пушкина;

3 класс – Зарубежные сказки;

4 класс – По следам Гулливера.

Участвовало 8 человек Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек Участвовало 18 человек

1.4

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

Ежемесячно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Презентация «Мойдодыр»

Презентация по сказке Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Презентация «Путешествие Гулливера»

Презентация «Незнайка в Солнечном городе»

Участвовало 8 человек Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек Участвовало 18 человек

1.5

Дни общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир»

В дни школьных каникул

27.10 – 04.11.21

Стихи и сказки К.И.Чуковского (1-2 кл.)

Игра «Перевёртыши» (3 кл.)

Литературная викторина «Четвёртый лишний» (4 кл.)

Участвовало 12 человек Участвовало 10 человек Участвовало 14 человек

Формирование смыслового чтения

2.1

Проверка техники чтения в 1- 4 классах

Конец каждой четверти

1 четверть:

21.09.2022

 

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

4 класс (18 человек)

Средняя скорость чтения

61 слово

62 слова

72 слова

2.2

Читаем вслух (Акция с участием учащихся 8-10 классов. Возраст слушателей 1-5 класс. Библиотекарь обучит старшеклассников методике громкого чтения, подберет художественные произведения, составит творческие задания и вопросы для обсуждения)

Раз в четверть

1 четверть:

21.09.2021

2 четверть:

05.12.2021

 

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

 

Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек

2.3

«Живая классика» (конкурс чтецов – соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из произведений российских и зарубежных писателей). Участникам предлагается прочитать отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу.

 

Ежегодно

15.10.2021

Дж.Байрон

Участвовало 10 человек

(5-8 классы)

2.        Научно-методическое, информационное и организационное сопровождение

3.1

 

Обновление на сайте школы web-странички «Воспитываем читателя»

Июнь

 

 

 

3.2

Популяризация мероприятий проекта в СМИ

В течение года

 

 

 

3.3

Муниципальные и школьные МО учителей, мастер-классы, практико-ориентированные семинары для преподавателей (Изучение эффективных технологий продуктивного чтения, методов и приемов формирования смыслового чтения)

В течение года

02.11 2021

МО учителей начальных классов «Чтение как универсальная деятельность младших школьников»

Участвовало 4 человека

3.4

Подключение  к электронной книговыдаче в приложении «ЛитРес: Школа»

В течение года

Сентябрь

 

Зарегистрированы 42 человека

 

3.5

Мониторинги с обязательным анализом результатов и корректировкой деятельности. (Тестирование по состоянию чтения в школах, опросы письменные и устные всех участников проекта)

Раз в четверть

23.10.2021

 

 

 

17.12.2019

Устный опрос и тестирование.

 

 

 

Устный опрос и тестирование.

Участвовало 42 человека

(61.9%)

 

 

Участвовало 42 человека

(73.8%)

 

 

 

  

МБОУ «Основная общеобразовательная школа п. Школьный»

 Проект «Читающая школа»

Анализ за второе полугодие 2020-2021 учебного года

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Дата проведения

Мероприятия в образовательном учреждении

Результаты

1.        Стимулирование читательской активности

1.1

Организация литературных викторин для учащихся 1 – 9 классов (по возрастам)

В течение года

18.02.2021

 

14.04.2021

«Зима недаром злится» (3-4классы)

Конкурс чтецов

«Живой мир» (1-2 классы)

Викторина

Участвовало 33человека

 

Участвовало 22 человека

1.2

Организация «золотой полки» из книг, рекомендованных школьникам к чтению для 1-9 классов

В течение года

Февраль

 Март

 

 

Апрель

Май

«Мы будущие защитники Родины»

 «Мамины помощники»

(инсценирование отрывков из проиведений С.Михалкова,И.Токмаковой

Читаем  о космосе

 «Они сражались за Родину»  С.П.Алексеев «Сто рассказов о войне»

Участвовало 45 человек

(5-9кл.)

 

Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

 

 Участвовало 55 человек

(1-4 кл.)

1.3

Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам» для 1 – 4 классов (чтение вслух, по ролям, обсуждение сюжета и главных героев, с придумыванием продолжения сказки и др. задания развивающего характера)

В течение года, каждый четверг

 

1 класс – Сказки о животных;

2 класс  -Бытовые сказки;

3 класс – Волшебные  сказки;

4 класс – Зарубежные сказки.

Участвовало 7 человек Участвовало 13 человек Участвовало 14 человек Участвовало 20 человек

1.4

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

Ежемесячно

Январь

Февраль

Март

Апрель

 

Презентация  «Тимур и его команда»

Презентация  «Лесные домишки»"

Презентация «Мартышка и очки»

Презентация «Дети в роще»

Участвовало 8 человек Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек

Участвовало 20 человек

1.5

Дни общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир»

В дни школьных каникул

2 3.03– 02.04.2021

Паустовский – детям

1кл «Кот-ворюга»;

2класс- «Барсучий нос»;

3класс- «Стальное колечко»;

4класс – «Теплый хлеб»

Участвовало 10 человек

Участвовало 12 человек Участвовало 15 человек Участвовало 18человек

Формирование смыслового чтения

2.1

Проверка техники чтения в 1- 4 классах

Конец каждой четверти

4 четверть:

21.05.2021

 

1 класс (10 человек)

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

4 класс (18 человек)

Средняя скорость чтения

35 слов

70 слов

75 слов

80 слов

2.2

Читаем вслух (Акция с участием учащихся 8-10 классов. Возраст слушателей 1-5 класс. Библиотекарь обучит старшеклассников методике громкого чтения, подберет художественные произведения, составит творческие задания и вопросы для обсуждения)

Раз в четверть

3четверть:

18.03.2021

4 четверть:

20.04.2021

 

1 класс (10 человек»

2 класс (13 человек)

3 класс (15 человек)

4 класс (20 человек)

Участвовало 10 человек

Участвовало 13 человек Участвовало 15 человек

Участвовало 18 человек

2.3

«Живая классика» (конкурс чтецов – соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из произведений российских и зарубежных писателей). Участникам предлагается прочитать отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу.

 

Ежегодно

15.04.2021

А.П.Чехов

Участвовало 13 человек

(5-8 классы)

2.        Научно-методическое, информационное и организационное сопровождение

3.1

 

Обновление на сайте школы web-странички «Воспитываем читателя»

Сентябрь - июнь

 

 

 

3.2

Популяризация мероприятий проекта в СМИ

В течение года

 

 

 

3.3

Муниципальные и школьные МО учителей, мастер-классы, практико-ориентированные семинары для преподавателей (Изучение эффективных технологий продуктивного чтения, методов и приемов формирования смыслового чтения)

В течение года

25.03 2021

МО учителей начальных классов «Виды работ над текстом»

Участвовало 4 человека

3.4

Подключение  к электронной книговыдаче в приложении «ЛитРес: Школа»

В течение года

Сентябрь-апрель

 

Зарегистрированы 42 человека

 

3.5

Мониторинги с обязательным анализом результатов и корректировкой деятельности. (Тестирование по состоянию чтения в школах, опросы письменные и устные всех участников проекта)

Раз в четверть

13.02.2021

 

 

 

 

17.04.2020

Устный опрос и тестирование.

 

 

 

 

Устный опрос и тестирование.

 

Участвовало 42 человека

(61.9%)

 

 

Участвовало 42 человека

(73.8%)

 

 

 Список книг на лето при переходе в 3 класс «Школа России»

1.    11.Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

2. М.Лермонтов “Ашик-Кериб”

3. П.Ершов “Конёк-Горбунок”

4. И.Крылов “Волк и журавль”, “Квартет”

5. В.Одоевский “Городок в табакерке”

6. А.Чехов “Мальчики”

7. В.Гаршин “Сказка о жабе и розе”

8. С.Аксаков “Аленький цветочек”

9. Л.Андреев “Кусака”

10. П.Бажов “Серебряное копытце”

11. Е Шварц “Сказка о потерянном времени”

12. Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”

13. В.Драгунский “Главные реки”, “Что любит Мишка”

14. Б.Житков. Как я ловил человечков.

15. К Паустовский “Корзина с еловыми шишками”, “Дремучий медведь”

16. М.Зощенко “Ёлка”

17. В.Бианки “Оранжевое горлышко”

18. Мамин-Сибиряк “Приёмыш”. Серая шейка

19. А.Куприн “Барбос и Жулька”

20. В.Астафьев “Стрижонок Скрип”

21. Е.Велтисов “Приключения Электроника”

22. К.Булычев “Путешествия Алисы”“

23. Д.Свифт “Путешествия Гулливера”

24. Г.Х. Андерсен “Русалочка”

25. М.Твен “Приключения Тома Сойера”

26. Ф.Баум “Страна Оз”

27. Д.Барри “Питер Пен”

28. А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”

29. Р.Брэдбери “Все лето в один день”

30. Т.Янссон Сказки про Муми-тролля

31. А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”

32.Толстой А. Золотой ключик, или приключения Буратино

 

 

Список книг на лето при переходе в 4 класс «Школа России»

Отечественная литература

1.        А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,«Сказка о попе и работнике его Балде»,

2.        Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

3.       А. П. Чехов  «Каштанка»

4.        А. П. Гайдар «Голубая чашка», «Военная тайна», «Честное слово»

5.       К. Паустовский  «Тёплый хлеб»

6.        Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

7.       Б. И. Житков «Что я видел»

8.       В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

9.       К. Паустовский «Чёрная курица или подземные жители»

10.    Кассиль Л.А. «Огнеопасный груз», «У классной доски»

11.    Верейская Е.Н.  Три девочки; Белая шубка, Бабушкин колобок

12.    Д.В. Григорович  «Гуттаперчивый мальчик»

13.    Лагин Л.И.  Старик Хоттабыч;

14.    Д. Хармс «Во-первых и во-вторых»

15.    Н. Носов. «Приключения Толи Клюквина»

16.    Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

17.    М. Зощенко «Карусель»

18.    А. И. Куприн «Белый пудель»

19.    М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

20.    Софья Прокофьева  «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика»

 

                                      Зарубежная литература

21.    Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»

22.     Р. Киплинг «Маугли»

23.     Сказки братьев Гримм (на выбор)

24.     С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

25.    А .Линдгрен «Малыш и Карлсон»

26.    Эно Рауд "Муфта, Полботинка и Моховая Борода"

27.    В. Гауф «Маленький Мук»

28.    Сетон-Томпсон Рассказы о животных (любые три)

29.     Джонатан Свифт  Гулливер в стране лилипутов

30.    Сент-Экзюпери «Маленький принц»

31.    Д.Дефо «Жизнь и увлекательные приключения Робинзона Крузо»

32.    М.Твен «Приключение Тома Сойера»

33.    А.Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста»

34.    Э. Распэ. Приключения Мюнхгаузена (некоторые)

35.     

Список литературы на лето  перед 5 классом

  • Русская литература: 

·         Русские народные сказки: "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол"

·         Жуковский В. "Спящая царевна"

·         Пушкин А. Сказки

·         Гоголь Н. "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или Утопленница"

·         И. Крылов "Басни"

·         А.П.Чехов. юмористические рассказы ("Толстый и тонкий". "Налим". "Злоумышленник". "Смерть чиновника". "Лошадиная фамилия".и др.).

·         И.С.Тургенев. «Муму».

·         Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».

·         В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

·         Куприн А. "Чудесный доктор"

·         Платонов А. "Волшебное кольцо"

·         Паустовский К. "Кот-ворюга"

·         Астафьев В. "Васюткино озеро"

·         Белов В. "Скворцы"

·         Осеева В. - "Васек Трубачёв и его товарищи"

·         Горький М. - "Дед Архип и Ленька"

·          Булычев К. - "Путешествие Алисы", "Гостья из будущего"

  • Зарубежная литература 

·         Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)

·         Андерсен Г.-Х. "Соловей", "Снежная королева"

·         Гауф В. "Карлик Нос"

·         Дефо Д. "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо…"

·         Киплинг Р. "Кошка, которая гуляла сама по себе"

·         Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста"

·         Родари Д. "Сказки по телефону" или "Говорящий сверток", "Голубая стрела"

·         Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

·         Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"

·         Уайльд О. "Соловей и роза"

·          Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес"

·         А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

·         Р.-Л.Стивенсон. «Остров сокровищ». 

·         Роулинг Дж. - "Гарри Поттер и философский камень"

 

 

Список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)

Обязательная литература

А. Пушкин « Дубровский», «Барышня-крестьянка»

Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

И. Тургенев «Бежин луг»

А. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга»,  «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.

А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы

М. Пришвин « Кладовая солнца»

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

В. Распутин « Уроки французского»

Литература для внеклассного чтения в 6 классе

Детям о детях

С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»

А. Алексин «Звоните и приезжайте»

В. Железников «Чудак из шестого "Б"», «Путешествие с багажом», «Чучело»

В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»

М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»

В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

О. Генри «Вождь краснокожих»

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Люди и звери

Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»

Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Приключения и фантастика

В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»

А. Дюма «Три мушкетёра»

М. Рид «Всадник без головы»

Ж. Верн «Таинственный остров»

Ф. Купер «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой» 

Г. Уэллс «Человек-невидимка»

К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»

И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Ойкумены»

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

Сказки

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»

В. Гауф «Карлик нос»

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Русская и зарубежная классика

Л. Толстой «Хаджи-Мурат»

Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»

И. Тургенев «Хорь и Калиныч»

Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

М. Зощенко Рассказы для детей

Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

М. Твен «Принц и Нищий»

 

Список литературы для учащихся, переходящих в 7 класс

(по программе В.Я. Коровиной)

 

Для обязательного чтения

 

Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение Владимира Мономаха».

Новгородский цикл былин «Садко».

Былина «Вольга и Микула Селянинович».

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник», «Полтава»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Л.Н.Толстой «Детство».

А.М.Горький «Детство».

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

 А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

 М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

 Л. Андреев «Кусака».

 Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

 Стихи Роберта Бернса.

 О. Генри «Дары волхвов».

 Н. Носов «Кукла».

 М.Зощенко «Беда»

 М.Щедрин. Сказки.

 А.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленники»

 А. Платонов «Юшка»

 Ю.П. Казаков «Тихое утро».

 Р.Д. Бредбери «Каникулы». «Все лето в один день»

 

Для дополнительного чтения по программе

 

Беляев А. «Человек-амфибия». «Вечный хлеб». «Остров погибших кораблей».

Гарин-Михайловский Н. «Детство Тёмы».

Гершензон М. «Робин Гуд».

Кэрролл Л. «Алиса в зазеркалье».

Майн Рид. «Всадник без головы».

По Э. «Золотой жук». «Похищенное письмо».

Скотт В. «Айвенго».

Уэллс Г. «Человек-невидимка».

Войнич Э. «Овод».

В.П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер».

В.П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке».

В.М. Шукшин «Микроскоп», «Волки», «Постскриптум».

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

А.Н. Рыбаков «Трилогия о Кроше».

Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Дж. Лондон «Зов предков», «Белый клык», «На берегах Сакраменто».

Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

 

Список литературы для 8 класса

Устное народное творчество

Житие Александра Невского

«Шемякин суд»

Русская литература 18 века

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Русская литература 19 века

И.А.Крылов. Басни

К.Ф.Рылеев. «Думы», «Смерть Ермака».

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». «Пиковая дама». Стихотворения

М.Ю.Лермонтов.  Поэма «Мцыри».  Стихотворения

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор», повесть «Шинель»

М.Е.Салтыков – Щедрин. Роман «История одного города». Сказки («Премудрый пескарь» и др.)

Н.С.Лесков. «Старый гений». Рассказ «Зверь», «Железная воля», «Бесстыдник» и др.

Л.Н.Толстой. Рассказы «Алёша Горшок», «Ягоды», «Сказки», «После бала» и др.

А.П.Чехов. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Письмо к ученому соседу», «Смерть чиновника», «Канитель» и др.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения

А.А.Фет. Стихотворения

А.Н. Майков. Стихотворения

Русская литература 20 века

И.А.Бунин. Рассказы «Солнечный удар», «Кавказ», «Стёпа», «Святая любовь», «Муза» «Поздний час», «Дурочка» и др.

А.И.Куприн. Рассказы «Последний дебют», «Куст сирени», «Олеся», «Суламифь» и др.

А.А.Блок. Стихотворения. Цикл «На поле Куликовом»

С.Е.Есенин. «Пугачев». Стихотворения

И.С.Шмелев. Рассказы

М.А. Осоргин. Рассказы «Шахматный болван», «Приключения куклы» и др.

Тэффи. Рассказы «Человекообразные», «Брошечка», «Жизнь и воротник», «Тонкая психология» и др.

М.М.Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Жертва революции», «История болезни» и др.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Стихотворения

А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение»

Стихи и песни о ВОВ

М.Исаковский, Б.Окуджава, Л.Ошанин, А.Фатьянов и др.

В.П.Астафьев. Рассказы

Поэзия 20 века

И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин и др.

Зарубежная литература

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»

Ж.-Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»,

Дж.Свифт. Роман «Путешествие Гулливера…»

В. Скотт. Роман  «Айвенго»

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

О твоих ровесниках

А. Свирский. Повесть «Рыжик»

А. Грин. Повесть «Бегущая по волнам», рассказы «Ерошка», «Пассажир Пыжиков», «Лесная драма» и др.

Н. Дубов. Рассказ «Мальчик у моря»

Р. Погодин. Рассказы «Сколько стоит долг», «Мы сказали клятву»  и др.

В. Железников. Повесть «Чучуло»

О природе и животных

Г. Скребицкий. Повесть «От первых проталин до первой грозы»

Классика отечественной литературы

А. Куприн. Рассказы (на выбор)

А. Пушкин. Цикл повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Л. Толстой. Повести из трилогии «Отрочество», «Юность»

М.Горький. Повести из трилогии «Детство»

Зарубежная литература

Ч. Диккенс. Роман  «Большие надежды»

А. Дюма. Роман «Три мушкетера»

В. Скотт. Роман «Квентин Дорвард»

М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

Приключения, фантастика

А. Беляев. Роман «Человек-амфибия»

Ж.Верн. Роман «Двадцать тысяч лье под водой»

И. Ефремов. Повесть «Звёздные корабли»

Ф. Купер. Роман «Пионер», повесть «Следопыт», роман «Зверобой»

Г. Уэллс. Роман «Человек-невидимка»

К. Булычев. Повесть «Девочка с Земли»

 

Список литературы (9 класс)

 

Список литературы, обязательной для прочтения:

  1. «Слово о полку Игореве» (перевод Н.А. Заболоцкого)
  2. М.В. Ломоносов  Оды: «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол….»
  3. Г.Р. Державин  «Властителям и судиям», «Памятник»
  4.  А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  5. Н.М. Карамзин  «Бедная Лиза», «Осень»
  6. В.А. Жуковский  баллада «Светлана»
  7. А.С. Грибоедов  комедия «Горе от ума»
  8.  И. Гончаров «Мильон терзаний»
  9. А.С. Пушкин  стихотворения («К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), маленькая трагедия «Моцарт и Сальери», роман в стихах «Евгений Онегин»
  10. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», стихотворение «Пророк»
  11. Н.В. Гоголь  поэма «Мертвые души»
  12. Ф.М. Достоевский  роман «Белые ночи»
  13. А.П. Чехов рассказ «Тоска»
  14. И.А. Бунин  сборник «Темные аллеи»
  15. С.А. Есенин  стихотворения («Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»)
  16. М.А. Булгаков  роман «Собачье сердце»
  17. М.И. Цветаева стихотворения по выбору
  18. А.А. Ахматова  стихотворения по выбору
  19. М.А. Шолохов  рассказ «Судьба человека»
  20. А.Т. Твардовский  стихотворение  «Я убит подо Ржевом»
  21. А.И. Солженицын  повесть «Матренин двор»
  22. Гораций  стихотворение «К Мельпомене»
  23. У.Шекспир  пьеса «Гамлет»
  24. Данте Алигьери «Божественная комедия»

 

Список для внеклассного чтения:

  1. Ш. Бронте «Джейн Эйр»

  2. Б. Прус «Фараон»

  3. Э. Ремарк «На западном фронте без перемен»

  4. В. Астафьев «Пастух и пастушка»

  5. М. Булгаков «Роковые яйца»

  6. Б. Васильев «Завтра была война»

  7. И. Гете «Фауст»

  8. У. Голдинг «Повелитель мух»

  9. Д. Лондон «Белый клык»

Список литературы, рекомендованный Министерством Образования и Науки РФ и Комитетом по Образованию Санкт-Петербурга:

  1. В. Решетников «Избранники времени»

  2. К. Константинов «Духовный подвиг Сергия Радонежского»

  3. М. Булгаков «Белая гвардия»

  4. Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

  5. И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»


 

Дата последнего обновления страницы 15.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения